О нас

Основная тема движения (сайта и группы vk) — критика капитализма с позиций левой идеологии, понимаемой в очень широком смысле и на пересечении с психологией и некоторым направлениями психотерапии и психоанализа. Основа – это, конечно же, марксизм, но не догматический.

Помимо марксистов, в группе будет цитироваться широкий круг авторов, таких как Касториадис, Бурдье, Бодрийяр, Р. Барт, Делез и Гваттари, Фуко, Адорно, К. Лаваль и т.д. Мы будем стремиться охватить весь спектр современной критической мысли, который не противоречит основам левой мысли.

Если группа марксистская, значит она антирасистская, антиклерикальная, антинационалистическая. И это означает, что в ней нет места для критики справа, с позиций консерватизма и традиционализма, а также нет места для сексизма, шовинизма, гомофобии, всех видов ксенофобии и предрассудков.

Особое место в группе предполагается отвести системной парадигме (Бейтсон, Г. Щедровицкий, Э. Морен и пр.), которая, на наш взгляд, подрывает самые основы идеологии неолиберализма.

В психологии, психотерапии – мы делаем упор на фрейдомарксизм, социальную психологию, на психотерапевтические направления, основанные на системной парадигме (системная семейная терапия, теория коммуникации и т.д.) и занимающиеся проблемами отношений; мы также будем цитировать и ссылаться на всех психологов и психотерапевтов, которые видят и подчеркивают глубокую связь психологических проблем с состоянием социума, экономики и политики.

Марксисты будут цитироваться все – классики, современные, экосоциалисты, европейские новые левые, постмарксисты, «еретики» и т.д.

Представители анархизма – конечно же, как и все культурологи, экологи, писатели и все представители мира искусства и науки, занимающиеся социальной критикой.

Позитивная программа – изменение общества по направлению к социализму.

 группа0800

Старый Манифест движения

Психологи-антикапиталисты предупреждают: попытки бездумно приспособиться к патогенным или патологическим условиям социальной реальности опасны для вашего психического здоровья! Кроме того, слепое «приспобленние», основанное на явных и неявных постоянных запретах для мышления и эмоциональной сферы, на контроле (управлении) над ними, может привести просто к «погашению» личности, когда человек превращается марионетку или «зомби».

И даже если создается внешнее впечатление, что «все хорошо», то не мешает вспомнить одну притчу, которую Б. Рассел остроумно привел к качестве иллюстрации к проблеме теоретических обобщений:

«Живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения…».

Таким образом, нам — хомо сапиенсам — вряд ли стоит отказываться от мощнейшего орудия познания и изменения мира.
Ведь если мы лечим только симптом (который появляется в результате «приспособления» к патогенной социальной среде), то значит мы тем самым взращиваем и поддерживаем глубинную (системную) патологию. А это неправильно.
Что касается темы «адаптации», то имеет смысл хорошо понимать, что мы нередко может сталкиваться с такими ситуациями и условиями, когда у нас одновременно не будет возможности ни приспособиться и ни неприспособиться. И с этим нужно разбираться.

Капитализм пытается представить себя не только как наиболее «эффективную» экономическую систему, но и как строй, который  обеспечивает якобы наилучшие возможности для психологического здоровья и развития человека. Мы имеем самые веские основания усомниться во всех этих мистификациях, в особенности в том, что касается психологии и социокультурных процессов. Системные особенности капитализма создают и воспроизводят крайне противоречивые и патогенные, а нередко просто деструктивные условия для жизни человека и общества, которые невозможно разрешить в рамках капитализма.

Кроме того, капитализм (либерализм) формирует ограниченную и мифологическую картину миру,  которая его одновременно и подпитывает (психологически). Эта картина мира рисует якобы незыблемую и неизменную социально-экономическую систему, представляющую себя либо как «естественную», либо как «наилучшую» или даже «идеальную», а ее происхождение, механизмы формирования и функционирования, ее внутренняя логика замалчиваются и мистифицируются. Какие-то ее отдельные, частные стороны выглядят «текучими», но основа — статична и вечна, она не подлежит ни критике, ни анализу, ни изменению. Либерализм таким образом психологически основывается на жестком ограничении мышления и контроле над ним, и на внедрение в сознание ограничивающих убеждений, на логических ошибках и когнитивных уловках. Поэтому либеральному сознанию так трудно понять, что мир — это постоянный жизненный и творческий процесс, а не нечто статичное, и капитализм — это лишь одна из возможных социально-экономических систем, которая имела свое начало, свою логику развития,  и будет иметь свой конец, уступив дорогу новой форме организации социальной и экономической жизни.

    

Нет такой точки, из которой можно было бы взглянуть на человека, на общество и на историю «свысока», либо просто отстраненно, извне. Любая человеческая мысль не существует в вакууме, появляясь неизвестно откуда, но сама принадлежит социуму и истории, представляя собой способ и форму общественно-исторического движения. То, что мысль осознает себя в качестве принадлежащей социально-историческому действию дает возможность не заблуждаться на свой собственный счет и, одновременно, более активно участвовать в этом движении. Ведь любая человеческая мысль, будучи продуктом социума и истории, сама постоянно в какой-то мере формирует социальное пространство. Понять последнее мешает лишь не критически усвоенная концепция одностороннего линейного детерминизма, которая отсекает «львиную долю» сложного многообразия явлений живого мира.

Признание нашей погруженности в социально-историческую ситуацию приводит к пониманию нашей тотальной зависимости от существующих дискурсов, идеологий, экономических отношений, политики, социо-культурной среды в целом. «Тотальная зависимость» — не повод для фатализма и пессимизма. Напротив, максимально полное и бескомпромиссное исследование реальных условий нашего существования дает нам веские поводы для оптимизма, ибо именно критическая работа человеческой мысли открывает возможности для разоблачения иллюзий и открывает пути по решению проблем и изменению условий нашей жизни, а также психологической трансформации человека.

Сокрытие или избегание темы социальной природы психики, а также сложного устройства социума и социальных отношений способствует не только консервации проблем, но и стремительному нарастанию их. Все вытесненное — обязательно возвращается, причем в измененной и усиленной форме, вплоть до деструктивной. Рассматривать человеческую психику в отрыве от социума, существующую как-бы в вакууме — это хуже чем абсурд. Заниматься только лишь семейным контекстом (теория систем и коммуникационный подход в семейной терапии) — это также ограниченный подход. Человеческая психика не существует вне социальных отношений, но эти отношения не ограничиваются рамки семейной системы или какой-либо малой социальной группы, это всегда также — и существующий тип экономических отношений (включая отношения собственности), и политика и т.д.
Концепция «политического бессознательного», основанная на фрейдо-марксизме и постструктурализме (третьей составляющей нам видится архетипическая психология Дж.Хиллмана; сюда также имеет смысл добавить некоторые наиболее глубокие социологические теории, например, концепцию габитуса П. Бурдье) определяет всю историю человечества как коллективное повествование, связывающее прошлое с настоящим. Это повествование характеризуется такой фундаментальной темой: «коллективной борьбой, цель которой — вырвать царство Свободы из оков царства Необходимости».

При знании принципов функционирования политического бессознательного усилия некоторого коллектива уже могут принести весьма значительные плоды. И здесь именно психологи, то есть те, кто взаимодействуют с человеческими душами, могут стать ключевыми фигурами в создании контрдоминант – реально расшатывающих доминанту Системы. И в этом смысле мы можем говорить о роли психологии и психотерапии не только в частных задачах исцеления отдельных страждущих людей, которая остается необходимой никто не призывает бросить это дело, переключаясь на нечто более глобальное, но это самое глобальное будет осуществляться параллельно, и для этого нужно по сути немного – занять гражданскую позицию.

Отказ от признания нашей глубокой социальной укорененности, а следовательно и социальной обусловленностью всякого человеческого знания, приводит к тому, что подавляющее большинство так называемых психологических и «духовных» школ и практик являются наиболее репрессивными агентами Системы, так как декларируемые там лозунги, делают неявной их причастность к Системе активной работе на нее. Они могут тешить себя удобной иллюзией, что они «просто делают свою работу», но это — самообман.

В связи с распространенными разговорами о Матрице, не дающих обычно внятных ее определений, мы предлагаем такую метафору. Есть люди, считающие, что совершают некую положительную работу психологи, врачи, психотерапевты, педагоги, экоактивисты, борцы с коррупцией, оппозиционеры и т.д. Этих людей можно сравнить с сотрудниками некой лаборатории, производящей вакцину против некого мощного вируса. При этом существует институт, разрабатывающий все новые модификации вируса. Очень важно понимать, что лаборатория является неотъемлемой частью этого института, и именно она позволяет институту получать сверхприбыль. Исцеляя на время отдельных людей или частные, пусть и важные, проблемы, сотрудники лаборатории лишь готовят хорошо удобренную почву для более серьезных заболеваний, и вытягивания из них еще больших средств и потенциала. Т.е. «Матрица», это не что-то вне нас, это то, что мы сами создаем и укрепляем каждый на своем месте; «Матрица» — это живая система где работают сложнейшие цепочки обратной связи, где идут нелинейные процессы, а мы становимся вольными или невольными их участниками, которые либо поддерживают протекающие процессы и тенденции, либо пытаются формировать новые доминанты и очаги активности, подталкивая процессы к системным изменениям .
Кроме тех, кто сумел осознать свою причастность к этой деятельности и совершить усилие (длящееся) по прекращению участия в этом порочном круге, для чего, к тому же необходимо найти весьма сложную и нелинейную стратегию этого неучастия и возвращения себе и, по возможности, другим, потенциала, отданного ранее на укрепление Системы (к примеру, просто уехать из мегаполиса в экопоселение совершенно недостаточно, это лишь внешнее бегство).
Или вот другое метафорическое изображение нашей социальной ситуации (общества). Представим некий большой город, рядом с которым работает какой-нибудь крупный завод, который дает многим работу, но очень вреден экологически, он незаметно отравляет воздух, воду и т.п.. В результате число больных растет, у остальных также постепенно ухудшается здоровье, что сказывается и на других сторонах жизни общества. У врачей много работы, нужно даже увеличивать их численность. Какие есть пути решения проблем?

1) Увеличения расходов на медицину, создание новых средств для диагностики и лечения. Результат — ясен. Люди все-равно будут болеть, так как не устранена главная причина болезней. Зато будут появляться новые методы терапии, диагностики, новые лекарства, разные практики «здорового образа жизни», «возврата к природе».

2) Радикальное решение проблемы — ликвидация вредного производства, замена его на «экологически чистые».

То есть, если определенная форма социально-экономического устройства патогенна, то менять нужно именно ее, а не бороться со следствиями, взращивая глубинную патологию.

Итак: через гражданскую позицию отдельных психологов, которая, так или иначе, сознательно или бессознательно будет транслироваться людям, с которыми они работают, — через эти процессы может осуществляться уже идеологическая перестройка целых социальных слоев. И это – та функция психологии и психотерапии, о которой, к сожалению, очень мало кто даже задумывается. В России около сотни тысяч психологов, если не больше, и число их растет ежегодно. Это очень мощная сила классовой борьбы, ведь все мы, кроме одной десятой процента людей, контролирующих 99 процентов мировых ресурсов, являемся эксплуатируемым классом. Очень жестко и при этом очень неявно эксплуатируемым.

Итак более 100 тысяч – огромный потенциал с еще более огромной сферой влияния, который работает либо на капиталистическую машину, либо на альтернативу. Под альтернативой мы не имеем в виду печальный опыт социализма в России, и как мы увидим, изучая работы современных философов, — совершенно очевидно, что этот опыт не мог быть тогда иным. Мы будем вместе искать альтернативы, но главное – добиться для себя и людей с которыми мы работаем (а далее – по цепочке «молекулярных» событий) все больших степеней свободы в Системе, действуя при этом не из позиции «Спасителя мира», которая заведомо провальна, т.к. тоже работает на Систему, а из авантюрной позиции (о роли философии авантюризма – в лучшем понимании этого слова, не связанном с аферизмом, мошенничеством и шарлатанством, а связанным с повышением накала «градуса жизни», проживания жизни как приключения, игры – мы еще поговорим подробно). Позиция против капитализма может быть еще и просто лично мотивированной: я не хочу быть чипированным, зомбированным, не хочу отдавать бОльшую часть своего труда, своей энергии и сил бездушной машине капитализма, я хочу жить в одушевленном, живом мире…

Владислав Лебедько, Алексей Шеленков

2 Responses “О нас” →
  1. Хорошие идеи. Интересный сайт. Два рекомендованных фильма уже в очереди на просмотр. Моё вам уважение за достойную, ответственную позицию. Успехов.

    Ответить

Оставьте комментарий