Франко Берарди

Posted on 9 октября, 2015

0


Франко «БИФО» Берарди — итальянский философ-марксист, футуролог, теоретик медиа.

«Обычный», замешанный на экономическом анализе марксизм представляется Франко «Бифо» Берарди вульгарным: по его мнению, современные кризисы связаны не только с экономикой, но и с тем, как в капиталистической системе функционируют наши желания и эмоции. Именно поэтому в своем исследовании новых форм отчуждения Бифо соединяет марксизм с шизоанализом и идеями из теории коммуникаций — и описывает современность как психосоциальный процесс.

Franco «Bifo» Berardi (born 2 November 1948 in Bologna, Italy) is an Italian Marxist theorist and activist in the autonomist tradition, whose work mainly focuses on the role of the media and information technology within post-industrial capitalism. Berardi has written over two dozen published books, as well as a more extensive number of essays and speeches. (en.wikipedia)

Исследования Берарди очень тесно соприкасаются с проблемами психологии, человеческой коммуникации и психопатологии, поэтому ниже мы приводим список переведенных статей этого философа.

  1. Франко Берарди: «Всеобщий интеллект станет полем великой битвы будущего». Интервью.

https://avtonom.org/news/franko-berardi-vseobshchiy-intellekt-stanet-polem-velikoy-bitvy-budushchego

«Ф. Б. Демократия мертва, потому что финансовый капитализм породил такую систему власти, которая не признает даже сам факт существования общества. Демократия хорошо работала тогда, когда экономические рычаги управления находились в руках буржуазии. Буржуазия была общественным классом с четко выраженной привязкой к территории: это был правящий класс городов, «бургов». Буржуазия имела потребность в образовании собственного сообщества и создании системы отношений внутри него. Сегодня финансовые верхи не имеют никакой связи с территорией и не принадлежат какому‑либо сообществу. Финансовый капитализм как система не только не опирается на город, страну или национальную принадлежность, но даже не признает сам факт их существования. В подобных условиях демократия невозможна. Действия, предпринимаемые руководящими европейскими структурами в финансовой сфере, абсолютно не соответствуют интересам населения. В Греции, когда Георгиос Папандреу предложил вынести на референдум вопрос об «особых мерах», вводимых европейским Центробанком, он тут же, в один миг, был изгнан из власти. В России и Китае, недавно вступивших в ряды капиталистических стран, демократии вообще никогда не было и никогда не будет, потому что эта форма государственного устройства не может сосуществовать с современными формами финансового капитализма.

А. Ю. Противники радикальных реформ в сфере управления часто используют такой аргумент: чтобы осуществить перемены, нужно замедлить темпы работы государственной машины, а то и вовсе остановить ее, что может привести к непредсказуемым последствиям. На ваш взгляд, возможно ли сегодня реформировать государство через государство, власть — через власть? Или нужны принципиально иные пути развития политической эволюции или революции?

Ф. Б. Язык, на котором мы говорим, устарел; используемые нами понятия абсолютно несовременны. По необходимости мы продолжаем мыслить категориями, которые сформировались в начале прошлого столетия, и говорим о революции, реформе, демократии, национальном государстве, то есть о том, чего уже не существует. Есть лишь такие формы, но реальная власть никак на них не проецируется. Реальная власть сегодня — это тотальный контроль над умами людей, осуществляемый через управление информационными потоками, в которых движутся современные боевые суда — СМИ. Как в Италии, так и в России актуальной формой диктатуры, фашизма (эти два устаревших слова мне тоже не следовало бы использовать, потому что мы имеем дело не с фашизмом и не с диктатурой) становится обширное воздействие на коллективный ум общества с помощью информации. Вторая важная проблема нашего времени — смещение центра производственного процесса в сторону когнитивной деятельности. Следовательно, фундаментальными вопросами XXI века будут коллективный ум и «псюхе» человеческого мозга в самом что ни на есть физическом смысле этого слова. Главной темой будущего, на мой взгляд, станет то, что имел в виду Барак Обама, когда объявил ключевым направлением научной деятельности грядущего десятилетия создание «карты активности мозга» (brain activity map). Вокруг этой тенденции научного и технического развития будет выстраиваться политика будущего: в ее центре будет располагаться Всеобщий интеллект, General Intelleсt, о котором говорил Маркс. Всеобщий интеллект станет полем великой битвы будущего. С одной стороны, будут развиваться формы медийного и психофармакологического влияния на человеческий мозг; с другой — всеобщий интеллект будет создавать собственные формы консолидации. В этом поле будет решаться судьба человечества — если допустить, что оно переживет следующие 20 лет, в чем я сильно сомневаюсь.

…»

2. Франко Берарди. Пересматривая медиаактивизм.

http://gefter.ru/archive/13394

«Чтобы понять, что изменилось в медиаландшафте и его воздействии на общественное сознание, мы должны обратить внимание на ключевой момент — поток информации. Устаревание автономной субъективации и господство над социальным поведением теперь основываются не на производстве некоего содержания и идеологической пропаганде, но на захвате сферы умственной деятельности и утрате чувствительности сознания под воздействием постоянно растущей скорости информационного потока.

Концепцию биовласти теперь нужно понимать как подчинение жизни и интеллекта царству расчета.»

3. Франко Берарди Бифо. Усталость и старческая утопия грядущего европейского восстания.
http://permm.ru/menu/xzh/arxiv/82/ustalost-i-starcheskaya-utopiya-gryadushhego-evropejskogo-vosstaniya.html

«…

Терапевтический парадокс
В западной культуре нет места усталости, и сегодня это стало проблемой. Нужно понять и принять усталость как новую парадигму социальной жизни. Культурная и психическая артикуляция усталости приведет нас к новому пониманию процветания и счастья. Движущей силой грядущего европейского восстания будет не энергия, а замедление, отказ и усталость. Это будет освобождение коллективного тела от оков эксплуатации, опирающейся на скорость и конкуренцию.

Запад впервые заговорил об усталости в 1972 году, когда для Римского клуба был подготовлен доклад «Пределы роста» [2]. Именно тогда мы узнали, что физические ресурсы нашей планеты не безграничны. Спустя несколько месяцев после публикации доклада западный мир пережил первый нефтяной кризис, последовавший за так называемой войной Судного дня. Теперь мы должны отдавать себе отчет в том, что физическое тело Земли постепенно теряет энергию. Если в начале XXI века крах экономики доткомов привел к обнищанию и прекаризации когнитивных работников, то финансовый кризис сентября 2008 года распространил эти процессы на общество в целом. Однако западная культура еще не готова справляться с условиями, сложившимися в результате этих кризисов, поскольку она отождествляет себя с энергией, экспансией и общественным благополучием.

На данный момент общее восприятие усталости не дает особых поводов для оптимизма — мир продолжает развиваться согласно императиву современного культа энергии, то есть императиву роста. В ближайшие годы треть европейского населения — поколение тех, кто родился после Второй мировой войны, в годы, когда Европа была наиболее близка к осуществлению давней мечты о мире, демократии и процветании, — достигнет старости. Молодое поколение, вступающее сегодня на рынок труда, лишено знаний прошлого поколения и не имеет политической силы, чтобы дать отпор сегодняшней хищнической экономике. Настала эра старости, с которой придет и общая форма dementia senilis, старческого слабоумия — боязни всего неизвестного, ксенофобии и потери исторической памяти. Но есть и другой сценарий, о возможности которого на культурном уровне нам не стоит забывать: процесс сенилизации может привести к новой культурной революции, основанной на силе усталости и умении с достоинством принимать неизбежное — силе, выявляющей чувственную медлительность тех, кто уже не ищет в жизни ничего кроме мудрости, тех, кто многое видел и ничего не забыл, кто сохраняет свежесть восприятия.

Таков урок, который Европа сможет извлечь, если ей удастся преодолеть капиталистическую одержимость накоплением. В противоположность энергичной субъективации, вдохновлявшей революционные теории XX века, современный радикализм должен выйти из режима активизма и перейти в режим пассивности. Радикальная пассивность преодолеет этос безостановочной производительности, навязанный нам неолиберализмом. И тогда наконец лопнет главный мыльный пузырь современной экономики — пузырь труда. Последние триста-четыреста лет мы работали слишком много, а последние тридцать лет — просто возмутительно много. Если мы все-таки придем к творческому осознанию усталости, то нынешняя депрессия может обернуться началом массового отказа от конкуренции, консюмеризма и подчинения труду.»

Антрополог Грегори Бейтсон сказал бы, что нынешнее болезненное состояние Европы вызвано тем, что называется double bind — взаимоисключающие требования. Из этой ситуации есть парадоксальный выход: перестать бояться спада. Спад и снижение темпов роста предполагают отказ от участия в безумной всеобщей конкуренции. Только это может вывести нас из неолиберального состояния double bind.

4. ФРАНКО БЕРАРДИ БИФО: Что такое cognitariat?

http://drevo.uaportal.com/object/613857

Крепкий, широкоплечий, со смеющимися глазами, с белоснежной густой шевелюрой, с очень точным, неторопливым и акцентированным произношением, Франко Берарди «Бифо» (это как псевдоним) — один из самых обаятельных людей, которых можно встретить на международных левых конференциях и фестивалях. От него исходит ощущение настоящего, жизнелюбивого здоровья, и он немного похож на Коломбо из «Неба над Берлином» Вендерса. Вероятно, это как-то связано с тем, что он — специалист по революционной психологии, называемой «шизоанализом». В течение долгих лет — более двадцати — Бифо был ближайшим другом и сотрудником знаменитого пост-психоаналитика Феликса Гваттари, соавтора Жиля Делеза, и после смерти Гваттари написал о нем книгу «Феликс».

Но также Бифо является одним из ветеранов итальянского революционного движения, итальянской критической теории, и пионером революционного использования новых медиа. О своей юности он рассказывает сам, читайте ниже.

5. Паоло Вирно и Бифо Берарди: Радикальный Отказ. Политическая теория будущего.

http://s357a.blogspot.ru/2013/06/blog-post_4.html

6. Франко Берарди. Сопротивление на новом уровне. Как освободиться от финансовой диктатуры?

http://www.liberty.ru/Themes/Soprotivlenie-na-novom-urovne.-Kak-osvobodit-sya-ot-finansovoj-diktatury

«Я не думаю, что есть возможность одержать победу в борьбе против финансового капитализма уличными протестами. Разрушение банков бесполезно, если нашей конечной целью является освобождение от финансовой диктатуры. Власть капитала не в банках, она заложена в «программное обеспечение», в технико-лингвистические привычки, которые управляют нашей повседневной жизнью, а также ответственны за привычку потреблять, конкуренцию и страх…»

7. Франко Бифо Берарди «Воcстание Европейского прекариата«

http://poslezavtra.be/Economy/2014/12/02/franko-bifo-berardi-vocstanie-evropeyskogo-prekariata.html